МБОУ «Шаталовская СШ»
Программа самообразования
учителя химии
Михалёвой Татьяны Николаевны
Тема самообразования:
«Формирование общеучебных умений и навыков
учащихся на уроках химии»
2014– 2016 г.
П. Шаталово
План самообразовании учителя химии Михалёвой Т. Н. на 2014-2016 гг
Учебный год
|
Основные этапы деятельности:
|
Сроки
|
2014/16
|
Изучение сущности, цели и задач технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков.
|
|
|
Анализ литературных источников.
Создание информационной базы по проблеме формирования ОУУН
|
сентябрь-январь
|
|
Изучение и апробация различных видов педагогических и психологических диагностик и выбор оптимальных для учителя химии.
|
ноябрь-январь
|
|
Целенаправленная работа по формированию общих учебных умений и навыков в классах 8 -9кл
|
в течение года
|
2014/15
|
Применение элементов технологии формирования ОУУН
|
|
|
Апробация элементов технологии в преподавании химии
|
в течение года
|
2015/16
|
|
|
|
Обобщение и распространение опыта работы на школьном уровне.
|
в течение года
|
|
Анализ работы и обобщение опыта по апробации технологии ОУУН на школьном уровне
|
апрель-май
|
|
Применение компьютерных технологий в преподавании химии
|
|
|
в течение года
|
|
Применение элементов технологии формирования ОУУН на уроках химии с учётом положительных результатов и недостатков в работе
|
в течение года
|
|
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне.
|
|
|
Анализ работы и обобщение опыта по апробации технологии ОУУН на МО учителей химии
|
апрель-май
|
|
Применение компьютерных технологий в преподавании химии
|
|
|
Основные задачи и этапы деятельности по изучению основ технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся
|
Реализация
|
-
|
Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ технологии формирования и развития ОУУН.
|
Выполнено, см. приложение 1 (список литературы), основными документами являются:
- Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013 – 108с.
- Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
- Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2010,
№ 2, с. 58-64.
|
-
|
Изучить различные виды диагностик и выбрать оптимальные для учителя химии.
|
Выполнено.
Мною были апробированы следующие методики:
- Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), который предназначен для определения интеллектуального уровня развития школьников и уровня сформированности некоторых ОУУН, итоги теста позволяют выделить в классе отдельные группы учащихся: наиболее успешные, близкие к успешным, успешные, малоуспешные и др.
- Диагностика уровня школьной тревожности по Филипсу помогает выявить учащихся с заниженной и завышенной самооценкой, учеников, имеющих проблемы и страхи в отношениях с учителями.
- Диагностика внимания Мюнстберга, позволяет сделать вывод о сформированности внимания.
- «Карта интересов» (характеристика потребностно-мотивационной сферы учащегося), предлагаемая И.М. Титовой позволяет учителю получить информацию об уровнях: сформированности познавательных интересов, самооценки, тревожности и уровне сформированности ОУУН [9, 67]. С точки зрения временных затрат для учителя химии она более оптимальна.
|
-
|
Составить тесты для проведения контрольно-методических срезов на предметном материале.
|
Составлены тесты для определения уровня сформированности мыслительных ОУУН на предметном материале для учащихся 8,9 классов.
|
-
|
Провести тестирование с целью выявить уровень развития ОУУН в 8-9 классах.
|
Выполнено.
|
-
|
Провести анкетирование учащихся, чтобы выявить их затруднения по проблеме
|
Анкетирование было проведено в 8-9классе по анкете М.С.Блохиной «Умеешь ли ты учиться?»
|
-
|
Изменить подход к планированию работы, а именно:
а) создать технологические карты;
б) планировать каждый урок с чётким обоснованием
не только специальных, но и общеучебных умений и навыков школьников.
|
Реализация этой задачи осуществлялась в моей практической деятельности при подготовке к каждому уроку. Как образец представлена тема: «Электролитическая диссоциация» в 9 классе.
|
-
|
Изучить рекомендации по составлению и применению логических схем и памяток для учащихся и использовать их в своей работе.
|
Выполнено.
|
-
|
Выработать свою систему действий, учитывая особенности технологии и особенности предмета химии
|
Выполнено.
|
-
|
Разработать задания, упражнения, направленные на развитие мыслительных ОУУН на предметном материале и систематически применять их на уроках химии.
|
Выполнено.
|
-
|
Провести контроль и мониторинг. Разработать контрольно-методические срезы (КМС) на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН, провести контрольные срезы и анкетирование учащихся.
|
Выполнено.
Тестирование проводилось два раза в год (в сентябре и в апреле). Динамика отражалась в ведомости; для учащихся, у которых происходило понижение уровня сформированности мыслительных ОУУН, разрабатывались специальные упражнения и индивидуальные задания.
|
-
|
Осуществлять наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и фиксировать изменения.
|
Постоянно, фиксация изменений на практических работах и два раза в год для осуществления мониторинга
|
-
|
Провести обработку и анализ данных. Сделать вывод о результативности исследования.
|
Опыт работы изложен и проанализирован в реферате на тему: «Формирование общих учебных умений и навыков на уроках химии».
|
-
|
Поделиться опытом с коллегами.
|
Обобщение опыта осуществлялось
на школьном уровне:
- Выступление на заседании педагогического совета школы, заседаниях ШМО, открытый урок
|
|
Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий
|
- Прошла курсы «Методика преподавания химии в 8-9 классах»
- . Составление и использование презентаций. использую на уроках и при подготовке к ним материалы сети Интернет.
-
|
Система работы учителя по формированию у учащихся умений учиться состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение (ход процесса обучения), оценка хода, результатов процесса обучения и его корректировка. Переход умений учиться на более высокий уровень развития требует изменения системы работы учителя. Следует выделить следующие этапы деятельности учителя:
1.Определить уровни сформированности у учащихся умения учиться.
2.Осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока.
3.Сформулировать цели урока (обучающую, развивающую, воспитывающую), в том числе по формированию ОУУН в соответствии с программой.
4.Спроектировать различные виды деятельности, формирующие умения учиться у учащихся.
5.Реализовать разработанный план.
6.Проанализировать ход процесса обучения и достижения поставленных целей.
7.Скорректировать обучение в зависимости от промежуточных и конечных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта работы, оптимизации учебного процесса, повышении уровня сформированности ОУУН и высокой мотивации обучения большинства учеников, что проявилось в их учебных успехах, повышении рейтинга предмета, в освоении методик диагностики результативности образовательного процесса. Практическим результатом деятельности можно считать так же создание проблемной группы по формированию и развитию ОУУН в школе в текущем учебном году, руководителем которой я являюсь.
Литература
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М..: Просвещение, 1985.
- Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение,1989
- Блохина Е.В. Как научить учиться: Методические рекомендации по формированию ключевой компетентности в сфере познавательной деятельности. Курган, 2003. -72 с.
- Конева Л.С. Технология разноуровневого обучения основной школы. Итоги опытно-экспериментального исследования. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. – 212с.
- Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
- Немов Р.С.Психология. Кн.з. – М.: Просвещение «Владос», 1995.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, .- 2004.-252
- Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности учащихся.– М.: Знание, 1983.
- Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2003,
№ 2, с. 58-64.
- Титова И.М. Обучение химии. Психолого- методический подход. –
– СПб.: КАРО, 2002. – 204с.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков. Пер. с английского. –
-М., 1986.
- Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991
- Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 – 108с.
2014/15учебный год
|
Тема самообразования: «Формирование общих учебных умений и навыков учащихся на уроках химии».
|
|
Цель: изучить сущность, задачи и основные направления технологии формирования общеучебных умений и навыков и разработать рекомендации, которые бы:
во 1-х: способствовали эффективному самообразованию и саморегуляции школьника, как субъекта учебной деятельности;
во 2-х: помогали учителю сформировать систему целенаправленной педагогической деятельности;
в 3-х: создали бы условия для формирования компетенции в области познавательной деятельности и обеспечивали повышение эффективности педагогического процесса.
|
Задачи:
- анализ теоретических основ формирования общеучебных умений и навыков, создание банка информации по данной проблеме;
- выявление сущности комплексно-целевого подхода к управлению формированием общеучебных умений и навыков;
- опытно-экспериментальная работа, разработка заданий, позволяющих определить уровень развития общеучебных умений и навыков;
- разработка рекомендаций по управлению формированием общеучебных умений и навыков.
|
|
2015/16 учебный год
|
|
|
Цель: продолжить изучение теоретических основ технологии формирования ОУУН и работать над созданием организационно-методических и дидактических условий эффективного формирования и развития общеучебных умений и навыков.
2. Формирование позитивного отношения к работе над проблемой у учащихся и учителей школы.
3. Осуществление и совершенствование диагностики ОУУН. Оказание помощи учителям-предметникам в создании, проведении и обработке данных контрольно-методических срезов.
4. Изучение и внедрение в практику методических рекомендаций психологов по формированию учебно-управленческих умений и навыков (организации учебно-познавательной деятельности учащихся в режиме дня, организации учебного места, умения планировать свою учебную деятельность, ставить учебные цели и разрабатывать план своей деятельности и др.) с целью сохранения здоровья школьника.
5. Разработка рекомендаций по использованию элементов технологии формирования и развития общеучебных умений и навыков
|
Задачи:
Организация освоения технологии формирования и развития общеучебных умений и навыков:
- разработка методической межпредметной карты формирования ОУУН в экспериментальных классах основной школы;
- разработка системы средств формирования ОУУН: создание и внедрение памяток, инструкций, алгоритмов.
|
|
2015/16
|
|
|
Продолжить работу по апробации технологии формирования ОУУН в экспериментальных классах. Провести анализ результатов и обобщить опыт на муниципальном уровне.
|
|
|
Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий
|
Как часть технологии формирования ОУУН
|
|