Семинар по теме «Приемы повышения учебной мотивации и дальнейшего развития младших школьников с ОВЗ»
16 марта 2022 года в соответствии с планом работы школьного округа №3 на платформе Zoom прошел семинар по теме «Приемы повышения учебной мотивации и дальнейшего развития младших школьников с ОВЗ». Тема воспитания детей с ОВЗ обсуждалась на августовском совещании педагогических работников муниципалитета в 2021 году. Тема семинара актуальна и важна: увеличение количества детей с ОВЗ привело к пересмотру направлений социальной политики, несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, проблема социализации граждан с ОВЗ является очень острой. Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ограниченными возможностями здоровья позволит обеспечить личное развитие каждого школьника.
Семинар прошел на базе Даньковской ОШ. Учителя представили свой педагогический опыт, выступили с докладами «Особенности развития учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ» (МБОУ Даньковская ОШ, Патанина Е.А.), «Методы и приемы коррекционно – воспитательного воздействия на учащихся с ОВЗ» (МКОУ Климщинская СШ, учитель начальных классов Серкова Е.В.), «Мотивационный цикл на уроке» (МБОУ Шаталовская СШ, учитель начальных классов Сидоренкова Л.А.), «Творчество - способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках музыки, технологии, изобразительного искусства и других творческих объединений» (МБОУ Мачулинская ОШ, учитель начальных классов Стебнева И.Е.).
Данный семинар - это возможность для обмена информацией и лучшими результатами практической работы между учителями, занимающимися обучением детей с ОВЗ. Присутствующие участники семинара высоко оценили потенциал учителей-практиков, выступавших с докладами. Своими впечатлениями о выступлениях коллег поделилась директор МБОУ Шаталовской СШ Мамичева И.С.: «Знание направлений, динамики и конкретных фактов, касающихся развития мотивационно - потребностной сферы детей, позволяет понять, каким образом личность с возрастом может изменяться и какую нужно создать образовательную среду, чтобы имелись возможности для коррекции отклонений в развитии у детей. На семинаре коллеги представили свой опыт работы, интересный, многогранный. Мы узнали об активных методах и приемах обучения. Каждый учитель сам определяет, как именно построить, провести и завершить урок, какой метод рефлексии использовать для «запечатления» главного». Об активных методах рефлексии, необходимых для формирования ключевых компетенций обучающихся рассказала Людмила Александровна Сидоренкова, в ее опыте преподавания используются рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Елена Владимировна Серкова, учитель начальных классов Климщинской школы, поделилась эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии. Важно уметь создать игровые ситуации на занятии, можно использовать дидактические игры (поиск видовых и родовых признаков предметов), применять тренинги по коммуникации и распределению ролей, использовать психогимнастику и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Елена Анатольевна Патанина, учитель начальных классов МБОУ Даньковской ОШ, рассказала о том, что детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения заданий, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других – получать моральное поощрение и признание очень приятно. Она отметила, что переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет обучающихся от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Ирина Ефимовна Стебнева, учитель начальных классов МБОУ Мачулинской ОШ, отметила, что любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей поиску ответов и способов деятельности. Радость творческого самовыражения, радость познания нового являются основой познавательной мотивации детей.
Цель, поставленная организаторами семинара, достигнута: участники семинара познакомились с системой работы по развитию уровня профессиональной компетентности по вопросам повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мамичева И.С.,
директор МБОУ Шаталовской СШ,
базовой школы школьного округа №3 по сетевому взаимодействию