МБОУ Шаталовская СШ
216491, Шаталово-1 Починковский р-н Смоленская область
т./факс 8 (48149) 3-20-53  т. 8 (48149) 3-20-43  sh_school@mail.ru 
Официальный сайт ОУ переехал на новую площадку  https://sh-shatalovskaya-r66.gosweb.gosuslugi.ru
Вы вошли как Гость

Пятница, 15.11.2024, 22:19


Главная » Файлы » Родителям

Роль семьи в формировании личности ребенка
[ Скачать с сервера (51.0 Kb) ] 11.12.2016, 23:11

Выступление

на общешкольном родительском собрании

директора МБОУ Шаталовской СШ Мамичевой И.С.

 

Роль семьи в формировании личности ребенка
 

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее – все или семья.

 Фаина Георгиевна Раневская

 

 

Избегайте тех, кто стремится подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство,  что и вы можете стать  великим.

Марк Твен

 

 

 

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

 Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

 В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций. Но с изме­нением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются

-формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности  (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве;

-формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном;

-сотрудниче­ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са­мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

-созда­ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

Эмоциональная насыщенность и эмоционально-пози­тивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная под­держка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уни­кальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
 


В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

      Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

      Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

      Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

 Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.



  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный)

      При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

      При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

     При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

      Ребёнок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

      М.И. Лисина/Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества/ 

проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

      От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

         Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
         Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требований очень мягкая.
      В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

 Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

 

 Подведем итоги: 

Важнейшей функцией семьи является восстановление базового доверия к миру. На каждом этапе жизни ребенка для установления эмоционального контакта семья должна выполнять определенные функции:

  • В младенческом возрасте – эмоциональные проявления матери, которая показывает малышу, что его любят, он желанный и необходимый. Эти проявления эмоций должны быть искренними, положительными и понятными. В результате, эмоции матери вовлекают ребенка в систему зависимости от нее, в положительные переживания. Именно в этот период у ребенка формируется позитивное отношение к миру. Отсутствие эмоционального сопереживания в период младенчества ведет к угасанию потребности в контакте.

     
  • В раннем возрасте – ребенок становиться активным, он растет и вместе с тем появляются запреты. Их цели различны, и в этот период задача взрослых не подавлять активность, а направлять ее в нужное русло.

    Запрет должен исходить из интересов развития малыша. Приоритеты должны быть понятны. В результате ребенок приобретает относительную самостоятельность.

    Но при подавлении ребенка немотивированными и неясными запретами – у малыша не вырабатывается навык автономного поведения, даже в плане самообслуживания. Так возникает зависимость маленького от большого.
  • В дошкольном возрасте – активно идет формирование самооценки и образа «Я», который начинает управлять поведением детей. Именно в этот момент появляются «неуправляемые дети» - у них есть инициатива и активность. И чем более авторитарен взрослый, тем более неуправляем ребенок. В этот период времени у ребенка активно формируется такое качество как инициативность – умение ставить перед собой задачу и работать над ее решением.
  • Во время младшего школьного возраста – ребенок включается в новую систему отношений. Появляются другие критические оценки личности. Если до этого личность оценивалась по эмоциям, то в это время появляются объективные оценки в соответствии с учебными традициями. В это время родители перестраивают свое поведение в отношении с ребенком. И здесь нужно исходить из двух основных постулатов: «Ты мой, что бы с тобой не случилось, и я люблю тебя»; «А каков ты в действительности? Что ты умеешь делать?». В это время основная задача родителей – научить ребенка учиться.
  • Во время подросткового возраста – нарушается целостность системы «Родитель – Ребенок». И взрослые должны так перестроить общение со своим ребенком, чтобы из позиции руководства и контроля перейти на равенство позиций, иначе процесс управления развитием станет невозможен. В это время воспитывается естественность восприятия ребенком ценностей, которые приняты в семье. Ребенку дается право критики. Главная задача родителей – обеспечить подростку возможность обретения автономии в определении ценностей, в собственной идентичности.

 

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент- Экзюпери .

Категория: Родителям | Добавил: nata_ven
Просмотров: 1764 | Загрузок: 493 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
[29.06.2023]
Ежегодный квалификационный турнир по шахматам
[23.05.2023]
День открытых дверей в СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г. Починок
[16.05.2023]
Фотоакция «Засветись на велосипеде, самокате!»
[15.05.2023]
Дружественный турнир по шахматам и шашкам
[05.05.2023]
Конкурс закладок "Прекрасное своими руками"
[05.05.2023]
Устный журнал" Память сердца"