МБОУ Шаталовская СШ
216491, Шаталово-1 Починковский р-н Смоленская область
т./факс 8 (48149) 3-20-53  т. 8 (48149) 3-20-43  sh_school@mail.ru 
Официальный сайт ОУ переехал на новую площадку  https://sh-shatalovskaya-r66.gosweb.gosuslugi.ru
Вы вошли как Гость

Среда, 03.07.2024, 06:44


Главная » Файлы » Искусства

Формирование ментальности подростков средствами художественного образа в изобразительном искусстве
25.11.2016, 21:34

Е.В. Куролесова

Шаталовская средняя школа

 

Формирование ментальности подростков средствами

художественного образа в изобразительном искусстве

 

Ключевые слова: ментальность; художественный образ: линейность и нелинейность.

 

Статья затрагивает проблему формирования ментальности подростка средствами художественного образа в изобразительном искусстве на основе проявления линейных и нелинейных ситуаций.

Культура для человека является универсальным средством саморазвития. На основе постижения ценностей культуры человек формируется в духовном, психическом, личностном планах. Педагогическая мысль давно определила, что детство является самым важным периодом в развитии личности, поскольку в этом возрасте закладываются ее ментальные характеристики.

 Ряд авторов в своих работах о периодах развития школьника отметили, что  с особой актуальностью для личности проблема ценностных приоритетов и развития ментальности звучит в подростковом и юношеском возрасте (Л.И. Божович, Е.А. Васина. В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.A. Шумилин и др.).

 Подросток сравнивает, «кем был» и «кем мог бы стать» - это является стимулом к его дальнейшему развитию. Оценка ровесников влияет на формирование ментальности в большей степени, чем мнение взрослых.

Подростковый  и  юношеский возраст -  ответственный  период,  когда интеллект начинает активно развиваться, человек приращивает много информации. Идеальным источником формирования ментальности может быть, по мнению Е.В. Бондаревской, культура как системообразующий фактор личностно-ориентированного воспитания, создающий в образовательном пространстве предпосылки для развертывания процессов культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в которых основным механизмом является собственная активность личности, включенная в развивающееся взаимодействие в качестве субъекта и соавтора [1, с. 38].

На формирование ментальности подростка влияет много факторов (атмосфера семьи, климат школьного коллектива, круг внеурочного и внешкольного общения, интересы, молодежные субкультуры и различные движения, телевидение и др.) и противоречия; между традиционными духовными ценностями россиян и ценностями общества потребления, между «Я-духовного опыта» и «Я-норма», между стремлением к свободе и конформистской моделью поведения, между вовлечением в интернет-пространство и утратой социальных контактов и др.

Далее коснемся вопроса выявления общих характеристик ментальности и художественного образа на основе явления нелинейности. Ментальность   и   художественный   образ   подпадают   под   класс нелинейных      систем,    поскольку      обладают      характеристиками неопределенности саморазвития, проявляемыми в процессе эволюции. Обе системы развиваются па основе единого алгоритма, поэтому принципы самоорганизации, относятся как к первому, так и ко второму системному объекту.

Первый системный объект - ментальность имеет сложную характеристику. Понятие ментальности трактуется неоднозначно. Объясняя одни и те же смыслы, одни авторы используют слово «менталитет», другие - «ментальность».

Л.А. Микешина дает следующее определение: «Ментальность, менталитет - это неосознанные представления, верования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов общества, над которыми надстраиваются теоретические и идеологические системы» [6, с. 431].

По мнению А.Я. Гуревича, в ментальности мысль и эмоция едини. «Ментальность... во многом, - может быть, в главном - остается непрорефлексированной и логически не выявленной. Ментальность... тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, не вдумываясь в их существо и предпосылки, в их логическую обоснованность» [2, с. 359].

По мнению ряда авторов, ментальность происходит из природы человека, кроется не только во врожденной психофизической и интеллектуальной основе индивида, но и в культуре, образе жизни, способе существования тех общественных групп, которые оказывают наиболее сильное воздействие на человека в процессе его социализации и воспитания (Т.Н. Ломтева).

Педагогическое направление исследования менталитета и ментальности можно считать скорее инновационным для социогуманитарного знания, чем традиционным. Труды ученых в рамках данного направления посвящены обоснованию необходимости учитывать ментальные особенности обучающихся разного возраста, разной национальности в процессе образования (М.А. Давыдкина, Л.М. Иванова, О.И. Ковалева, О.В. Правдина, Е.А. Тимофеева и др.) [3, с. 126-13 1].

Второй объект - художественный образ в изобразительном искусстве. Для более глубокого понимания художественного образа уместно коснуться потенциальных возможностей искусства.

Исследователями были обозначены потенциальные возможности искусства как катарсиса и средства развития творческих способностей детей (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев. А.Н.Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев. Б.М. Теплов и др.).

По мнению Т.В. Ивановой, главное и самое ценное в искусстве - «это сообщения, творимые личностью для другой личности, для другой души. То есть осознанно одна личность не просто передает полезную информацию другой личности, а творит ее, и не просто для другого человека, а для его души, вкладывая в нее часть своей души. Речь идет о единении людей, совместно проживающих в историческом времени и пространстве на ином, более высоком уровне - духовном» [4, с. 169]. Автор делает вывод о том, что - искусство может быть названо специфической ментальностью, органически входящей в ментальность любого уровня обобщения» [4, с. 170].

Ю.М. Лотман высказал принципиально важную мысль: история человечества есть лишь один из возможных путей эволюции такой сложной системы, как цивилизация. Именно через искусство человечество имеет возможность реализовать то, что не случилось с человеком, пережить непережитое. Именно искусство дает возможность мозгу, как сложной системе, «пройти» все свои потенциально возможные состояния [5, с. 432-438], что, несомненно, влияет на формирование ментальности. Художественный образ как сложная система может оказывать влияние на мировоззрение растущего человека.

В основе возникновения художественного образа лежит состояние парадокса - нелинейное состояние. Л.С. Выготский не случайно делал акцент на том, что подлинное произведение искусства построено на принципе невозможности.

Формирование ментальности на основе использования художественного образа происходит благодаря двум каналам: рациональному и иррациональному. Иррациональный (интуитивный) позволяет эмоционально воспринимать произведение искусства, рациональный (логический) - из художественного образа выделить смысл.

Следует отметить, что системообразующей характеристикой образа в искусстве является ценность, запечатленная в нем. В процессе работы над образом многое связано с эмоцией, проживанием текущей ситуации. В этом процессе алогичная информация не менее важна, чем логическая. Ребенок перерабатывает накопленный опыт сопереживания, проживания, а затем трансформирует его в свой личный опыт, тем самым подталкивая процесс самоорганизации сознания. Образ влияет на сознание человека, в итоге - на его мировоззрение.

В. Франкл связывает ценности и смыслы в единый узел. Воплощая смысл в деятельности, человек творит новые ценности. Ценности автор подразделяет на три группы: 1) ценности творчества; 2) ценности переживания; 3) ценности отношения. Этот ряд отражает три основных пути, идя по которым человек может найти смысл в жизни: 1) что он дает миру в своих творениях; 2) что он берет от мира в своих встречах и переживаниях 3) позиция, которую он занимает по отношению к судьбе [7, с. 336].

В. Франкл полагает, что смысл не может быть создан - должен быть найден. В поисках смысла человек направляет совесть, «совесть - это орган смысла». Человек находит смысл одним из трех путей, в соответствии с выделенными группами ценностей: 1) он может усмотреть смысл в действии; 2) в переживании чего-то; 3) в любви к кому-либо. «Осуществляя смысл, человек реализует себя» [7, с. 336].

Механизм смыслообразования проанализировал Р.Х. Шакуров в разработанной им теории преодоления, согласно которой смыслы существуют до тех пор, пока существуют барьеры. Барьеры автор связывает с неосвоенными ценностями, выступающими в роли смыслообразователя (источника смысла для субъекта) [9, с. 18-33]. Приращивая ценности через постижение смыслов, субъект постоянно преодолевает внутренние психологические барьеры, связанные с трудностями постижения нового. Освоение значимых для субъекта ценностей, по мнению автора, является оптимальным условием для поддержания жизненного тонуса, саморазвития и самореализации.

Интересной для нас является информация, предложенная Д.С. Чернавским и Н.М. Чернавской. которые представляют процесс создания художественного образа (творчество), не имеющий жестких рамок в виде последовательности прохождения стадий, что укладывается в алгоритм самоорганизации нелинейной системы.

Первая стадия - исходная, имеет несколько областей знания, в каждой из которых существуют свои правила (аксиомы).

Вторая стадия - необходимость ревизии привычных правил, потребность частично отказаться от них, частично расширить. Имеется несколько вариантов, и необходимо выбрать один из них, то есть сделать логический выбор. На основании прежних правил этот выбор сделать невозможно, поэтому проблема часто представляется как логический парадокс. Отказ от привычных правил и необходимость сделать выбор влекут за собой растерянность и хаотичность. Иными словами, эта стадия - перемешивающий слой, неопределенность, проявлением которой являются "муки творчества".

Третья стадия - выход из состояния неопределенности. Часто эта стадия длится сравнительно короткое время и представляется как «момент истины», «озарение» или «порыв вдохновения». Когда выбор сделан, формулируются новые правила, в рамках которых парадокс разрешен. При этом оказывается, что прежние правила имеют область применения, но ограниченную, в чем, собственно, и состоит их ревизия. Часто стимулом для выхода из состояния неопределенности служит какое-либо внешнее воздействие [8].

Таким образом, процесс творчества или создания художественного образа как нелинейный процесс является целостным механизмом саморазвития личности школьника, в частности, формирования ментальности как важнейшей составляющей этой целостности.

Представляем конкретный практический пример формирования ментальности подростка в ходе создания им художественного образа. Воспитанникам Шаталовского детского дома, обучающимся в изостудии, было предложено поучаствовать в региональном конкурсе «Дизайнерская елка - 2015». На предложение откликнулся старшеклассник В., мечтающий о карьере военного.

Конкурс «Дизайнерская елка» - нелинейная ситуация. Ее нельзя решить одним-единственным способом.

В ходе работы над творческим проектом возникло затруднение с созданием образа. Подростку, для которого служба в армии была самой большой жизненной ценностью, была дана косвенная подсказка: «Может ли быть елка на войне?». Возникла вторая нелинейная ситуация: какой могла бы быть елка на войне в условиях ограниченных возможностей? В этой ситуации спонтанно возник образ елки, похожей на взрыв. Украшена она гирляндами из стреляных гильз. Удачно было подобрано название, усиливающее образ: «Последняя военная елка. Надеюсь...».

Возникла нелинейная ситуация, когда юноша, опираясь на личный опыт, приоритеты, ценности, создал такой арт-объект, за который получил специальный приз жюри регионального конкурса. Данный художественный образ в первую очередь был ценным для него. Появился он па основе приоритетных личностных ценностей и явился значимым событием, повлиявшим на формирование ментальности юноши. Это было не только ожидаемое событие, но и обретение информации, которую заранее нельзя было предсказать: он нашел новые смыслы, а новые смыслы - источник собственного развития.

Краткий анализ понятий «ментальность», «художественный образ», «нелинейность» в соединении с практической деятельностью на уроке изобразительного искусства позволил нам сделать следующий вывод: художественный образ в изобразительном искусстве, созданный ребенком в процессе собственного творчества, обладает как линейными, так и нелинейными характеристиками. Нелинейность является основой развития сложно организованных систем.

Используя принципы синергетики, можно заключить, что художественный образ в искусстве является средством формирования позитивного жизненного опыта, чувств и мыслей подростка, его личных ценностей, что в совокупности определяет черты формирования ментальности.

Хорошо бы присмотреться к этим принципам - в них большой смысл для педагогики.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаревская Е. В.   Воспитание   как   возрождение   человека   культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д, 2000
  2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство 1981. 359 с.
  3. Дорохова Т.С.   Профессиональная   ментальность  российского   педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3 С. 126-131.
  4. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 168-177.
  5. Лотман Ю.М. О природе искусства. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 432-438.
  6. Микешина Л. А.   Философия науки:  Современная эпистемология.  Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие М.: Прогресс-Традиция; МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
  8. Чернавский Д.С.,  Чернавская Н. М.   Проблема творчества с точки  зрения синергетики // Электронная библиотека «Наука и техника» n-t.ru: Наука и техника. URL http://n-t.ru/tp/ns/pt.htm (дата обращения: 03.09.2016).

9.    Шакуров Р.Х.    Психология   смыслов:   теория   преодоления   //   Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18-33.

Категория: Искусства | Добавил: nata_ven
Просмотров: 417 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
[29.06.2023]
Ежегодный квалификационный турнир по шахматам
[23.05.2023]
День открытых дверей в СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г. Починок
[16.05.2023]
Фотоакция «Засветись на велосипеде, самокате!»
[15.05.2023]
Дружественный турнир по шахматам и шашкам
[05.05.2023]
Конкурс закладок "Прекрасное своими руками"
[05.05.2023]
Устный журнал" Память сердца"